Овладение волейболистами техникой игры в совершенстве имеет решающее значение в достижении высокого спортивного мастерства и результатов в ответственных соревнованиях. Это одна из центральных задач в системе многолетней подготовки в волейболе. Процесс этот сложный, он требует длительной кропотливой работы еще в детском возрасте, поэтому техническая подготовка в структуре тренировки занимает большое место.
В процессе совершенствования техники игроки добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов как в обычных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершенствование всего арсенала техники осуществляется с учетом индивидуальных морфофункциональных особенностей спортсменов, а также игровой функции (амплуа) волейболиста в своей команде.
Это необходимо, во-первых, для максимального использования положительных индивидуальных особенностей спортсмена и достижения высокой командной слаженности, чтобы команда успешно действовала как единая «спортивная единица».
С точки зрения эффективности действий волейболиста в игре на первый план выступает задача обеспечения высокой надежности технических приемов как в обычных игровых, так и в более трудных условиях соревнований. Конечная цель — высокий уровень всесторонней технической подготовки: освоение технических приемов, устойчивая к сбивающим факторам, высокая надежность основных приемов игры и, наконец, техническое мастерство применительно к игровой функции волейболиста в команде.
Здесь основное внимание уделяется вопросам совершенствования технического мастерства волейболистов. Акцент делается на более продолжительное повторение упражнений по технике при вариативности и усложнении условий выполнения с целью обеспечения стабильности и надежности техники и достаточной «гибкости» навыков.
Совершенствование техники перемещений
Различные способы перемещений и их сочетания составляют важную часть спортивно-технического мастерства, нередко предопределяя успешность технико-тактических действий волейболиста. На всем протяжении многолетней подготовки этому компоненту техники уделяется много внимания.
На начальном этапе акцент делается на развитии скоростных качеств, умении управлять скоростью в условиях, моделирующих условия волейбольных соревнований (ускорения и остановки, изменение направления движения, способы перемещения), сочетании различных способов перемещения, сочетании способов перемещения с остановками, прыжками, падениями, ловлей и бросками набивных мячей, с различными движениями рук (см. раздел физической подготовки).
По мере освоения техники движений с мячом выполнение приемов сочетается с различными перемещениями, когда постепенно усложняются задания и повышается интенсивность нагрузки. Такой подход способствует развитию координационных способностей и специальной ловкости волейболиста. На это направлены упражнения на совершенствование навыков перемещений и качеств, специфичных для волейбола, в сочетании с упражнениями по технике.
На перемещения необходимо постоянно обращать внимание в процессе совершенствования навыков технических приемов и тактических действий, так как они органически входят в игровые действия. Кроме того, для этого нужно систематически выделять время в подготовительной части тренировочных занятий, а в основной — когда того требуют задачи.
В результате волейболист должен уметь быстро определить, какой способ перемещения наиболее целесообразен применительно к конкретному соревновательному действию, и занять удобное положение для его выполнения.
Совершенствование техники передачи мяча
С первых шагов обучения волейболу этот компонент техники должен находиться в центре внимания тренера и волейболистов. На основе передач мяча сверху двумя руками и приема снизу строится ознакомление с характером игры в волейбол через игровые задания, учебную двустороннюю игру (без подачи). На последующих этапах и в командах высших разрядов это — основа тренировочно-соревновательной деятельности связующих игроков. Игроки других амплуа должны уметь качественно выполнять вторую передачу в технико-тактическом аспекте, не снижая угрозы нападения для соперника.
Приводим упражнения, на основе которых строятся другие в зависимости от поставленных задач.
- Передачи назад за голову в тройках. Игроки располагаются на одной линии на расстоянии 2-3 м. Крайний передает мяч среднему, который, в свою очередь, передает его за голову, после чего поворачивается лицом для получения мяча и снова передает его крайнему за голову. По сигналу тренера средний меняется.
- Передачи назад за голову в парах. После передачи над собой на высоту 1 — 1,5 м игрок поворачивается на 180° и выполняет передачу стоя спиной к партнеру зоны 4. Передачи из зоны 1 в зону 4, из зоны 5 в зону 2.
- Волейболисты стоят по кругу, в середине один (два-три) водящий с мячом: приставными шагами игроки передвигаются по кругу, водящий передает им мяч, они немедленно возвращают его водящему.
- Передачи лицом и спиной на точность по направлению в обручи (кольца) на сетке, на стойке, мишени на тренировочной стенке, на площадке — с собственного подбрасывания и с передачи партнеров. Расстояние между партнером и передающим, передающим и мишенью постепенно увеличивают.
- Передачи на точность в мишень на стене выполняют стоя на месте, лицом и спиной по направлению движения мяча (изменяются расстояние и высота); во время перемещения; после остановки и поворота; комбинируют перечисленные задания. Передачи выполняют в опорном положении и в прыжке.
Совершенствование техники подачи мяча
Подачей вводится мяч в игру, она выполняется «в стандартных условиях» и может непосредственно влиять на результат: ошибка при приеме подачи приносит очко подающей команде, ошибка при подаче — очко принимающей команде. Слабая подача облегчает команде соперника организацию атакующих действий и, в свою очередь, осложняет действия защищающейся команде. Сильная подача соответствующим образом отражается на организации атакующих и оборонительных действий команд. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности подачи за счет силы или точности, а в идеале — сильной и точной подачи при высокой надежности и стабильности. Задача непростая для тренеров и спортсменов.
Приводим упражнения.
- Многократные подачи в прыжке с целью добиться стабильности при «максимуме усилий и минимуме ошибок».
- Подача верхняя прямая на точность (в указанные зоны) при максимальной точности и отсутствии ошибок.
- Подача после выполнения упражнений по специальной физической подготовке, например, броски набивного мяча из-за головы двумя руками в опорном и безопорном положениях, в падении с перекатом на бедро и спину.
- Подача после блокирования двух-трех атакующих ударов.
- Подача после выполнения двух-трех атакующих ударов.
- Подача после сочетания атакующих ударов и блокирования.
- Подача после многократного приема атакующих ударов и на страховке (обманных ударов-скидок).
- Выполнение большого количества подач подряд (в зависимости от уровня подготовки).
- Соревнования: на большее количество подач подряд без ошибок (в заданный участок), из заданного числа попыток.
- Соревнование на эффективность подач и приема подач. Эффективность подач и приема выражается количеством очков: мяч принят к сетке — одно очко подающему и два принимающему; не принят в площадь атаки — два очка подающему и одно очко принимающему; ошибка при подаче или приеме (включая подачу не в коридор) — 0 очков. После того как стоящий на приеме примет подачи своей подгруппы, он становится подающим. Итоги подводятся после того, как каждый занимающийся побывает в роли принимающего.
- То же, но после выполнения серии других приемов игры. Например, перед подачей волейболист выполняет три прыжка с имитацией блока.
Подачам надо уделять внимание на каждом занятии. Если работа над ними не входит в задачу занятия, целесообразно в конце выделить время для 10 — 20 подач. В процессе многолетней подготовки требования постепенно повышаются: от нижней подачи до сложных подач на силу и точность.
При совершенствовании подачи группу следует разбить на подгруппы по 2 — 3 человека и дать каждой задания: броски набивного мяча двумя руками или одной у стены; удары по мячу, закрепленному на резиновых амортизаторах; броски набивного мяча двумя руками или одной в стену; подбрасывание набивного мяча (1 кг) и удары кистью; подача в стену и прием; подача через сетку и прием (в парах). Через определенное время подгруппы меняются местами. Обычно занимающиеся должны выполнить эти упражнения дважды. Такие задания (кроме подачи через сетку) можно давать и при совершенствовании техники других приемов, когда важно повысить плотность занятия.
Совершенствование технического мастерства волейболистов
- Перемещения, передачи, подачи
- Техника ударов и блокирования, приема подачи мяча снизу.
- Тактическое мастерство волейболистов
- Физическая подготовка волейболистов
Назад к списку