Совершенствование технического мастерства волейболистов

Овладение волейболистами техникой игрыОвладение волейболистами техникой игры в совершенстве имеет решающее значение в достижении высокого спортивного мастер­ства и результатов в ответственных соревнованиях. Это одна из центральных задач в системе многолетней подготовки в волейбо­ле. Процесс этот сложный, он требует длительной кропотливой работы еще в детском возрасте, поэтому техническая подготовка в структуре тренировки занимает большое место.

В процессе совершенствования техники игроки добиваются проч­ного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов как в обыч­ных, так и в сложных условиях игры и соревнований. Совершен­ствование всего арсенала техники осуществляется с учетом инди­видуальных морфофункциональных особенностей спортсменов, а также игровой функции (амплуа) волейболиста в своей команде.

Это необходимо, во-первых, для максимального использова­ния положительных индивидуальных особенностей спортсмена и достижения высокой командной слаженности, чтобы команда успешно действовала как единая «спортивная единица».

С точки зрения эффективности действий волейболиста в игре на первый план выступает задача обеспечения высокой надежности технических приемов как в обычных игровых, так и в более труд­ных условиях соревнований. Конечная цель — высокий уровень все­сторонней технической подготовки: освоение технических приемов, устойчивая к сбивающим факторам, высокая надежность основ­ных приемов игры и, наконец, техническое мастерство примени­тельно к игровой функции волейболиста в команде.

Здесь основное внима­ние уделяется вопросам совершенствования технического мастер­ства волейболистов. Акцент делается на более продолжительное повторение упражнений по технике при вариативности и услож­нении условий выполнения с целью обеспечения стабильности и надежности техники и достаточной «гибкости» навыков.

Совершенствование техники перемещенийСовершенствование техники перемещений
Различные способы перемещений и их сочетания составляют важ­ную часть спортивно-технического мастерства, нередко предоп­ределяя успешность технико-тактических действий волейболиста. На всем протяжении многолетней подготовки этому компоненту техники уделяется много внимания.

На начальном этапе акцент делается на развитии скоростных качеств, умении управлять скоростью в условиях, моделирующих условия волейбольных соревнований (ускорения и остановки, изме­нение направления движения, способы перемещения), сочетании различных способов перемещения, сочетании способов перемещения с остановками, прыжками, падениями, ловлей и бросками набивных мячей, с различными движениями рук (см. раздел физической подготовки).

По мере освоения техники движений с мячом выполнение при­емов сочетается с различными перемещениями, когда постепенно усложняются задания и повышается интенсивность нагрузки. Такой подход способствует развитию координационных способностей и специальной ловкости волейболиста. На это направлены упражне­ния на совершенствование навыков перемещений и качеств, спе­цифичных для волейбола, в сочетании с упражнениями по технике.

На перемещения необходимо постоянно обращать внимание в процессе совершенствования навыков технических приемов и так­тических действий, так как они органически входят в игровые действия. Кроме того, для этого нужно систематически выделять время в подготовительной части тренировочных занятий, а в ос­новной — когда того требуют задачи.

В результате волейболист должен уметь быстро определить, ка­кой способ перемещения наиболее целесообразен применительно к конкретному соревновательному действию, и занять удобное положение для его выполнения.

Совершенствование техники передачи мячаСовершенствование техники передачи мяча
С первых шагов обучения волейболу этот компонент техники должен находиться в центре внимания тренера и волейболистов. На основе передач мяча сверху двумя руками и приема снизу стро­ится ознакомление с характером игры в волейбол через игровые задания, учебную двустороннюю игру (без подачи). На последую­щих этапах и в командах высших разрядов это — основа трениро­вочно-соревновательной деятельности связующих игроков. Игро­ки других амплуа должны уметь качественно выполнять вторую передачу в технико-тактическом аспекте, не снижая угрозы напа­дения для соперника.

Приводим упражнения, на основе которых строятся дру­гие в зависимости от поставленных задач.

  1. Передачи назад за голову в тройках. Игроки располагаются на одной линии на расстоянии 2-3 м. Крайний передает мяч сред­нему, который, в свою очередь, передает его за голову, после чего поворачивается лицом для получения мяча и снова передает его крайнему за голову. По сигналу тренера средний меняется.
  2. Передачи назад за голову в парах. После передачи над собой на высоту 1 — 1,5 м игрок поворачивается на 180° и выполняет передачу стоя спиной к партнеру зоны 4. Передачи из зоны 1 в зону 4, из зоны 5 в зону 2.
  3. Волейболисты стоят по кругу, в середине один (два-три) водящий с мячом: приставными шагами игроки передвигаются по кругу, водящий передает им мяч, они немедленно возвращают его водящему.
  4. Передачи лицом и спиной на точность по направлению в обручи (кольца) на сетке, на стойке, мишени на тренировочной стенке, на площадке — с собственного подбрасывания и с пере­дачи партнеров. Расстояние между партнером и передающим, пе­редающим и мишенью постепенно увеличивают.
  5. Передачи на точность в мишень на стене выполняют стоя на месте, лицом и спиной по направлению движения мяча (изменя­ются расстояние и высота); во время перемещения; после оста­новки и поворота; комбинируют перечисленные задания. Переда­чи выполняют в опорном положении и в прыжке.

Совершенствование техники приема подачи мяча снизу двумя рукамиСовершенствование техники подачи мяча
Подачей вводится мяч в игру, она выполняется «в стандартных условиях» и может непосредственно влиять на результат: ошибка при приеме подачи приносит очко подающей команде, ошибка при подаче — очко принимающей команде. Слабая подача облег­чает команде соперника организацию атакующих действий и, в свою очередь, осложняет действия защищающейся команде. Силь­ная подача соответствующим образом отражается на организации атакующих и оборонительных действий команд. В связи с этим возникает проблема повышения эффективности подачи за счет силы или точности, а в идеале — сильной и точной подачи при высокой надежности и стабильности. Задача непростая для трене­ров и спортсменов.

Приводим упражнения.

  1. Многократные подачи в прыжке с целью добиться стабиль­ности при «максимуме усилий и минимуме ошибок».
  2. Подача верхняя прямая на точность (в указанные зоны) при максимальной точности и отсутствии ошибок.
  3. Подача после выполнения упражнений по специальной фи­зической подготовке, например, броски набивного мяча из-за головы двумя руками в опорном и безопорном положениях, в падении с перекатом на бедро и спину.
  4. Подача после блокирования двух-трех атакующих ударов.
  5. Подача после выполнения двух-трех атакующих ударов.
  6. Подача после сочетания атакующих ударов и блокирования.
  7. Подача после многократного приема атакующих ударов и на страховке (обманных ударов-скидок).
  8. Выполнение большого количества подач подряд (в зависимо­сти от уровня подготовки).
  9. Соревнования: на большее количество подач подряд без оши­бок (в заданный участок), из заданного числа попыток.
  10. Соревнование на эффективность подач и приема подач. Эф­фективность подач и приема выражается количеством очков: мяч принят к сетке — одно очко подающему и два принимающему; не принят в площадь атаки — два очка подающему и одно очко при­нимающему; ошибка при подаче или приеме (включая подачу не в коридор) — 0 очков. После того как стоящий на приеме примет подачи своей подгруппы, он становится подающим. Итоги подво­дятся после того, как каждый занимающийся побывает в роли принимающего.
  11. То же, но после выполнения серии других приемов игры. Например, перед подачей волейболист выполняет три прыжка с имитацией блока.

Подачам надо уделять внимание на каждом занятии. Если ра­бота над ними не входит в задачу занятия, целесообразно в конце выделить время для 10 — 20 подач. В процессе многолетней подготовки требования постепенно повышаются: от нижней подачи до сложных подач на силу и точ­ность.

При совершенствовании подачи группу следует разбить на под­группы по 2 — 3 человека и дать каждой задания: броски набивно­го мяча двумя руками или одной у стены; удары по мячу, закреп­ленному на резиновых амортизаторах; броски набивного мяча двумя руками или одной в стену; подбрасывание набивного мяча (1 кг) и удары кистью; подача в стену и прием; подача через сетку и прием (в парах). Через определенное время подгруппы меняются местами. Обычно занимающиеся должны выполнить эти упражне­ния дважды. Такие задания (кроме подачи через сетку) можно давать и при совершенствовании техники других приемов, когда важно повысить плотность занятия.

Совершенствование технического мастерства волейболистов

 

Назад к списку