В транспортном потоке

В транспортном потокеУсловия езды в потоке до­рожного движения в разных городах и регионах плане­ты неодинаковы. Наиболее резкое отличие заключается в наличии в одних странах правостороннего движения (континентальная Европа и Америка), а в других - лево­стороннего (Великобритания и ее бывшие колонии). По­этому применительно к тем и другим ниже я буду опериро­вать понятиями полосы по­путного и полосы встречного движения, что соответствен­но будет означать движение с попутным транспортным потоком и навстречу транс­портному потоку.

Городское уличное дви­жение представляет для ве­лосипедиста потенциальную опасность, однако вы будете находиться в относительной безопасности, отдавая себе отчет в существующих рис­ках и предусмотрительно их минимизируя. Риски в го­родских условиях связаны со следующими обстоятель­ствами:

✓ водители не замечают ве­лосипедиста;
✓ двигающиеся на большой скорости автомобили не оставляют велосипедисту достаточного места на до­роге;
✓ длинные большегрузные автомобили раньше вре­мени завершают обгон велосипедиста («подреза­ют»).

Риск также представля­ют:
✓ пешеходы;
✓ придорожные объекты, такие как дорожные знаки и мусорные баки;
✓ перекрестки.

Казалось бы, взрослого человека на велосипеде днем видно прекрасно, однако водитель, маневрирующий в потоке движения, спеша­щий и опаздывающий, от­влекаемый тысячами разных вещей, может и не заметить велосипедиста. Такое случа­ется.

Потому так важна для велосипедиста яркая, мно­гоцветная экипировка. По­мните, что за внимание водителей вам приходится конкурировать с многими другими отвлекающими фак­торами, которыми изобилует городская среда. Чтобы не подвергать себя опасности на дороге, вы должны на ней выделяться. Если пред­почитаете черное, серое или коричневое, то, возможно, последнее, что услышите, будет: «Я не видел велоси­педиста». Бросаются в глаза флуоресцентные перекрест­ные ленты, надеваемые по­верх обычной одежды. Они особенно пригодятся в пло­хую погоду и в сумерках.

Правила дорожного дви­жения по всему миру часто требуют, чтобы на дорогах велосипедисты двигались вплотную к обочине поло­сы попутного движения. Для вас же первое правило движения в городских ус­ловиях - относиться к это­му требованию критически. Там, где улицы не заставле­ны припаркованными авто­мобилями, самое безопасное для вас положение - при­мерно в метре от тротуа­ра. Так у вас будет простор для маневра в случае, если длинный автомобиль или автобус, обогнав вас, сам начнет прижиматься к обо­чине. Кроме того, в таком положении вы будете более заметны для водителей обго­няющих вас машин.

Если край дороги застав­лен автомобилями, воспри­нимайте их как обочину и двигайтесь в метре от линии машин. Там, где машины стоят не сплошной линией вдоль обочины, двигайтесь по прямой. Не заезжайте на пустующие участки пар-ковочной зоны. Всякий раз выезжая на дорогу, чтобы объехать очередной припар­кованный автомобиль, вы рискуете оказаться на линии движения автомобиля, води­тель которого вас не видел.

Когда подъезжаете к пе­рекрестку, который наме­рены пересечь по прямой, убедитесь, что водитель при­ближающейся к вам сзади машины понимает, что вы будете делать. Ведь сам он на перекрестке может свора­чивать и, возможно, захочет сделать это прежде вас, а в итоге пересечет линию дви­жения с потенциально опас­ным для вас исходом. Сигнал рукой в направлении полосы встречного движения предо­стережет водителя от объезда и поворота впереди вас.

Вероятно, наиболее аварийноопасная ситуация воз­никает, когда на перекрестке вы собираетесь повернуть с пересечением полосы встреч­ного движения. Обозначьте свои намерения до того, как станете совершать какой бы то ни было маневр. Одновре­менно бросьте взгляд через плечо, оцените обстановку у себя за спиной и выберите безопасный момент для того, чтобы перестроиться. Далее решительно сворачивайте к разделительной полосе. Теперь основное ваше вни­мание - на встречное дви­жение, полосу которого вы собираетесь пересечь для за­вершения поворота. Продол­жайте подавать сигнал рукой водителям задних машин, собирающимся повернуть в ту же сторону, и водителям встречных машин.

Наконец, двигаясь в транспортном потоке, по­стоянно отдавайте себе от­чет в ситуации вокруг вас. Отмечайте препятствия по ходу движения, в частности, не ждите, пока люк окажется у вас перед колесом, чтобы не пришлось делать резкий маневр. Заранее начинайте постепенно отклоняться от линии своего движения, что­бы объехать любое препятс­твие без внезапных поворо­тов. Следите за пешеходами, собирающимися перейти дорогу, в особенности там, где припаркованные маши­ны ограничивают вам обзор.

Пусть вашим дорожным девизом станет такой: видеть самому, делать так, чтобы видели вас, постоянно быть настороже.

Язык жестов
Сигнализируйте о своих намерениях. Это основное средство предосторожности. Правило действует и приме­нительно к перемещению по городу, где вы делите проез­жую часть с другими участ­никами дорожного движе­ния, и в ходе загородной поездки с группой людей, разделяющих ваше увлече­ние велосипедом.

Если у вас появится воз­можность ездить с группой местных энтузиастов в дру­гой стране, вы обнаружите, что многие из сигналов, ко­торыми они пользуются, от­личаются от тех, к которым вы привыкли у себя дома. Как правило, сигналы на­глядны и их смысл очевиден. Обычно взмахи вверх-вниз рукой, вытянутой в сторо­ну на уровне бедра, означа­ют необходимость сбросить скорость, а сигналы измене­ния направления движения подаются рукой, вытянутой в сторону планируемого по­ворота. Какими бы ни были различия, главное правило остается неизменным - сиг­нализируйте о своих наме­рениях.

Понятно, что в группе вы можете просто крикнуть о том, что собираетесь сделать, так как все ваши партнеры обычно находятся в пределах слышимости. К сожалению, этот способ подачи сигналов неприменим в отношении других участников дорожно­го движения. Водитель при­ближающейся машины, путь которой вы собираетесь пе­ресечь, не услышит ничего из того, что вы будете ему кри­чать, однако наверняка уви­дит жест, указывающий на­правление вашего поворота.

Если вы начинающий велосипедист или оказа­лись в другой стране, обза­ведитесь местными прави­лами дорожного движения. В большинстве стран правила эти сходны, однако бывают и от­личия. Имейте в виду, что почти всегда правила пишутся с расчетом на водителей моторизованных транспортных средств, и о велосипедистах говориться там будет немного. Если так оно и есть, особое внимание обратите на положения, ка­сающиеся мотоциклистов.

Вверху. При пересе­чении на перекрестке полосы встречного движения просигна­лизируйте о своих намерениях, бросьте взгляд через плечо, чтобы оценить обста­новку у себя за спиной, и затем решительно сворачивайте к раз­делительной полосе. Далее с учетом встреч­ного движения, полосу которого собираетесь пересечь, завершайте поворот

В ненастную погоду яркий дождевик сделает вас хорошо за­метным на дороге

В сырую погоду
Дождливая погода привносит новые трудности - мокро и дискомфортно - впракти­ку езды на велосипеде, со своими сложностями и соответствующейтех­никой, помогающей им противостоять.

Когда начинает­ся дождь, следует иметь в виду две вещи:  сцепление колес с дорожным покрытием значи­тельно ухудшается, а намокшие тормоз­ные колодки не бу­дут замедлять дви­жение  велосипеда так же эффективно, как в сухую погоду.

Это означает, что, если вы подъез­жаете к повороту на той же скорости, на которой делаете это на сухой дороге, то навер­няка упадете. Тормоза не позволят вам вовре­мя замедлить движение, при входе в поворот на сколь­зком дорожном покрытии колеса соскользнут и вы окажетесь на асфальте или в кювете. Этот болезненный урок многие велосипе­дисты усваивают на собс­твенном опыте.

Ответ на этот не слишком серьезный вызов состоит из двух частей: совершенство­вание техники торможения и техники прохождения по­воротов. Во-первых, с нача­лом дождя поддерживайте легкое нажатие на тормоз­ные рычаги. Трение коло­док об ободья будет стирать часть влаги, и, когда тормоза действительно понадобятся, меньше времени пройдет до того момента, когда колодки начнут эффективно соприка­саться с колесами, замедляя скорость вашего движения. Во-вторых, при прохожде­нии поворотов старайтесь держать велосипед ближе к вертикали, чем делаете это на сухой дороге, переносите внутрь дуги своей траекто­рии не столько велосипед, сколько собственное тело.

В сильный дождь види­мость ухудшается как для ве­лосипедиста, так и для води­телей автомобилей. Однако для велосипедиста она еще более ограничена секущими каплями дождя и попадани­ем воды в глаза. Наилучшую видимость в силь­ный дождь обес­печаточкис прозрачными или желтыми стеклами, и даже солн­цезащит­ные очки в определенных условияхпозволятвидеть лучше, чем при полном от­сутствии защиты для глаз.

Двигаясь в составе груп­пы, старайтесь не ехать прямо за спиной идущего впереди, даже если ветер лобовой и такое положение обеспечит вам наилучшее укрытие. Заднее колесо партнера будет отбрасы­вать воду и мусор (даже при наличии брызговиков). Вы не только еще больше промокнете, позиция чре­вата столкновением, если тормозной путь вашего велосипеда длиннее, чем у того, за кем вы пристрои­лись. Если будете ехать чуть сбоку и не сможете замедлить движение так же быстро, как партнер, то в большинстве случаев у вас будет возможность отвер­нуть в сторону.

Позаботьтесь о том, что­бы ваша водонепроницаемая куртка или накидка были ярко-желтого или оранжево­го цвета, так как в дождь ви­димость ограничена. Золотое правило езды в дождь - соб­людать осторожность.

Техника езды на велосипеде:

Назад к списку