Условия езды в потоке дорожного движения в разных городах и регионах планеты неодинаковы. Наиболее резкое отличие заключается в наличии в одних странах правостороннего движения (континентальная Европа и Америка), а в других - левостороннего (Великобритания и ее бывшие колонии). Поэтому применительно к тем и другим ниже я буду оперировать понятиями полосы попутного и полосы встречного движения, что соответственно будет означать движение с попутным транспортным потоком и навстречу транспортному потоку.
Городское уличное движение представляет для велосипедиста потенциальную опасность, однако вы будете находиться в относительной безопасности, отдавая себе отчет в существующих рисках и предусмотрительно их минимизируя. Риски в городских условиях связаны со следующими обстоятельствами:
✓ водители не замечают велосипедиста;
✓ двигающиеся на большой скорости автомобили не оставляют велосипедисту достаточного места на дороге;
✓ длинные большегрузные автомобили раньше времени завершают обгон велосипедиста («подрезают»).
Риск также представляют:
✓ пешеходы;
✓ придорожные объекты, такие как дорожные знаки и мусорные баки;
✓ перекрестки.
Казалось бы, взрослого человека на велосипеде днем видно прекрасно, однако водитель, маневрирующий в потоке движения, спешащий и опаздывающий, отвлекаемый тысячами разных вещей, может и не заметить велосипедиста. Такое случается.
Потому так важна для велосипедиста яркая, многоцветная экипировка. Помните, что за внимание водителей вам приходится конкурировать с многими другими отвлекающими факторами, которыми изобилует городская среда. Чтобы не подвергать себя опасности на дороге, вы должны на ней выделяться. Если предпочитаете черное, серое или коричневое, то, возможно, последнее, что услышите, будет: «Я не видел велосипедиста». Бросаются в глаза флуоресцентные перекрестные ленты, надеваемые поверх обычной одежды. Они особенно пригодятся в плохую погоду и в сумерках.
Правила дорожного движения по всему миру часто требуют, чтобы на дорогах велосипедисты двигались вплотную к обочине полосы попутного движения. Для вас же первое правило движения в городских условиях - относиться к этому требованию критически. Там, где улицы не заставлены припаркованными автомобилями, самое безопасное для вас положение - примерно в метре от тротуара. Так у вас будет простор для маневра в случае, если длинный автомобиль или автобус, обогнав вас, сам начнет прижиматься к обочине. Кроме того, в таком положении вы будете более заметны для водителей обгоняющих вас машин.
Если край дороги заставлен автомобилями, воспринимайте их как обочину и двигайтесь в метре от линии машин. Там, где машины стоят не сплошной линией вдоль обочины, двигайтесь по прямой. Не заезжайте на пустующие участки пар-ковочной зоны. Всякий раз выезжая на дорогу, чтобы объехать очередной припаркованный автомобиль, вы рискуете оказаться на линии движения автомобиля, водитель которого вас не видел.
Когда подъезжаете к перекрестку, который намерены пересечь по прямой, убедитесь, что водитель приближающейся к вам сзади машины понимает, что вы будете делать. Ведь сам он на перекрестке может сворачивать и, возможно, захочет сделать это прежде вас, а в итоге пересечет линию движения с потенциально опасным для вас исходом. Сигнал рукой в направлении полосы встречного движения предостережет водителя от объезда и поворота впереди вас.
Вероятно, наиболее аварийноопасная ситуация возникает, когда на перекрестке вы собираетесь повернуть с пересечением полосы встречного движения. Обозначьте свои намерения до того, как станете совершать какой бы то ни было маневр. Одновременно бросьте взгляд через плечо, оцените обстановку у себя за спиной и выберите безопасный момент для того, чтобы перестроиться. Далее решительно сворачивайте к разделительной полосе. Теперь основное ваше внимание - на встречное движение, полосу которого вы собираетесь пересечь для завершения поворота. Продолжайте подавать сигнал рукой водителям задних машин, собирающимся повернуть в ту же сторону, и водителям встречных машин.
Наконец, двигаясь в транспортном потоке, постоянно отдавайте себе отчет в ситуации вокруг вас. Отмечайте препятствия по ходу движения, в частности, не ждите, пока люк окажется у вас перед колесом, чтобы не пришлось делать резкий маневр. Заранее начинайте постепенно отклоняться от линии своего движения, чтобы объехать любое препятствие без внезапных поворотов. Следите за пешеходами, собирающимися перейти дорогу, в особенности там, где припаркованные машины ограничивают вам обзор.
Пусть вашим дорожным девизом станет такой: видеть самому, делать так, чтобы видели вас, постоянно быть настороже.
Язык жестов
Сигнализируйте о своих намерениях. Это основное средство предосторожности. Правило действует и применительно к перемещению по городу, где вы делите проезжую часть с другими участниками дорожного движения, и в ходе загородной поездки с группой людей, разделяющих ваше увлечение велосипедом.
Если у вас появится возможность ездить с группой местных энтузиастов в другой стране, вы обнаружите, что многие из сигналов, которыми они пользуются, отличаются от тех, к которым вы привыкли у себя дома. Как правило, сигналы наглядны и их смысл очевиден. Обычно взмахи вверх-вниз рукой, вытянутой в сторону на уровне бедра, означают необходимость сбросить скорость, а сигналы изменения направления движения подаются рукой, вытянутой в сторону планируемого поворота. Какими бы ни были различия, главное правило остается неизменным - сигнализируйте о своих намерениях.
Понятно, что в группе вы можете просто крикнуть о том, что собираетесь сделать, так как все ваши партнеры обычно находятся в пределах слышимости. К сожалению, этот способ подачи сигналов неприменим в отношении других участников дорожного движения. Водитель приближающейся машины, путь которой вы собираетесь пересечь, не услышит ничего из того, что вы будете ему кричать, однако наверняка увидит жест, указывающий направление вашего поворота.
Если вы начинающий велосипедист или оказались в другой стране, обзаведитесь местными правилами дорожного движения. В большинстве стран правила эти сходны, однако бывают и отличия. Имейте в виду, что почти всегда правила пишутся с расчетом на водителей моторизованных транспортных средств, и о велосипедистах говориться там будет немного. Если так оно и есть, особое внимание обратите на положения, касающиеся мотоциклистов.
Вверху. При пересечении на перекрестке полосы встречного движения просигнализируйте о своих намерениях, бросьте взгляд через плечо, чтобы оценить обстановку у себя за спиной, и затем решительно сворачивайте к разделительной полосе. Далее с учетом встречного движения, полосу которого собираетесь пересечь, завершайте поворот
В ненастную погоду яркий дождевик сделает вас хорошо заметным на дорогеВ сырую погоду
Дождливая погода привносит новые трудности - мокро и дискомфортно - впрактику езды на велосипеде, со своими сложностями и соответствующейтехникой, помогающей им противостоять.
Когда начинается дождь, следует иметь в виду две вещи: сцепление колес с дорожным покрытием значительно ухудшается, а намокшие тормозные колодки не будут замедлять движение велосипеда так же эффективно, как в сухую погоду.
Это означает, что, если вы подъезжаете к повороту на той же скорости, на которой делаете это на сухой дороге, то наверняка упадете. Тормоза не позволят вам вовремя замедлить движение, при входе в поворот на скользком дорожном покрытии колеса соскользнут и вы окажетесь на асфальте или в кювете. Этот болезненный урок многие велосипедисты усваивают на собственном опыте.
Ответ на этот не слишком серьезный вызов состоит из двух частей: совершенствование техники торможения и техники прохождения поворотов. Во-первых, с началом дождя поддерживайте легкое нажатие на тормозные рычаги. Трение колодок об ободья будет стирать часть влаги, и, когда тормоза действительно понадобятся, меньше времени пройдет до того момента, когда колодки начнут эффективно соприкасаться с колесами, замедляя скорость вашего движения. Во-вторых, при прохождении поворотов старайтесь держать велосипед ближе к вертикали, чем делаете это на сухой дороге, переносите внутрь дуги своей траектории не столько велосипед, сколько собственное тело.
В сильный дождь видимость ухудшается как для велосипедиста, так и для водителей автомобилей. Однако для велосипедиста она еще более ограничена секущими каплями дождя и попаданием воды в глаза. Наилучшую видимость в сильный дождь обеспечаточкис прозрачными или желтыми стеклами, и даже солнцезащитные очки в определенных условияхпозволятвидеть лучше, чем при полном отсутствии защиты для глаз.
Двигаясь в составе группы, старайтесь не ехать прямо за спиной идущего впереди, даже если ветер лобовой и такое положение обеспечит вам наилучшее укрытие. Заднее колесо партнера будет отбрасывать воду и мусор (даже при наличии брызговиков). Вы не только еще больше промокнете, позиция чревата столкновением, если тормозной путь вашего велосипеда длиннее, чем у того, за кем вы пристроились. Если будете ехать чуть сбоку и не сможете замедлить движение так же быстро, как партнер, то в большинстве случаев у вас будет возможность отвернуть в сторону.
Позаботьтесь о том, чтобы ваша водонепроницаемая куртка или накидка были ярко-желтого или оранжевого цвета, так как в дождь видимость ограничена. Золотое правило езды в дождь - соблюдать осторожность.
Техника езды на велосипеде:
- Одиночная Езда и в группе
- Преодоление подъемов и спусков
- Торможение, прохождение поворотов
- В транспортном потоке
Назад к списку