Торможение
Хотя большую часть времени вы, вероятно, держите руки на стойках тормозных ручек, пальцами касаясь рычагов, бывают моменты, когда лучшее место для рук - ручки руля в нижней части его крутого изгиба. Когда ветер в лицо или когда вы пытаетесь удержаться в составе стремительно движущейся группы или на спуске, когда низкая посадка обеспечивает наилучший контроль над велосипедом, вы будете касаться рычага одним пальцем, лежащим на маленьком изгибе, расположенном на его конце. Давления одного пальца хватит, чтобы гасить скорость настолько быстро, насколько позволит трение резины о дорогу.
Правильное положение рычагов сделает этот процесс еще более простым. Если рычаги установлены неверно на изгибах руля, дотягиваться до них неудобно. Регулируйте положение рычагов, пока не будете без труда до них доставать. Если для нажатия на рычаги приходится смещать руки, ценой затраченных мгновений может стать падение со всеми возможными последствиями.
Адгезионная способность шин позволит вам безопасно остановиться. Как только шины утрачивают такую способность, торможение прекращается и вы теряете контроль над велосипедом. Резкое нажатие на тормозные рычаги обычно приводит к мгновенной остановке вращения колес, хотя ваш велосипед продолжает двигаться по инерции, но движение это уже неконтролируемое. Учитесь улавливать максимально возможное воздействие на рычаги без заклинивания колес. Нажимайте на рычаги постепенно одним или двумя пальцами. Обычно этого бывает достаточно даже в критической ситуации.
С приближением к повороту нажимайте на рычаги до того, как начнете менять траекторию движения для входа в поворот. Нажимайте на оба рычага равномерно, не рывком. Поворот проходите с отпущенными тормозами и с ускорением при преодолении высшей точки - апекса. В этом случае вы сохраните инерцию движения и затратите меньше усилий для восстановления прежней скорости.
Считается, что нельзя пользоваться только одним передним тормозом. Однако, в особенности при групповой езде, легкие касания рычага переднего тормоза обеспечивают наилучший контроль. Очевидно, что слишком энергичное нажатие на него может иметь печальные последствия, тот же результат будет при резком нажатии на рычаг лишь одного заднего тормоза. Впрочем, сейчас мы говорим не об экстренной остановке и даже вообще не об остановке, а о контроле над велосипедом. Легкое нажатие переднего тормоза позволяет лучше управлять велосипедом, чем попытки делать то же задним тормозом. Понятно, что вы не жмете на рычаг так, что блокируется переднее колесо и вы головой вперед летите через руль.
Когда вы замедляете ход (пользуясь передним или задним тормозом), вес машины и человека переносится вперед. Сцепление с дорогой разгруженного заднего колеса уменьшается, и вы хуже контролируете ситуацию. При экстренном торможении велосипед может даже занести, так как при потере сцепления с дорогой колесо может скользить как вперед, так и в сторону. Так что когда нужно экстренно затормозить, не пренебрегайте передним тормозом - учитесь эффективно тормозить обоими колесами, не забывая, что сцепление заднего колеса с дорогой уменьшится, а следовательно, уменьшится и эффективность его торможения.
Помните, что тормоза являются лучшими вашими друзьями. Будьте с ними помягче.
Прохождение поворотов
Велосипед управляется не так, как автомобиль. Чтобы повернуть направо, необязательно поворачивать направо руль. Даже на невысокой скорости велосипед вписывается в поворот, когда велосипедист наклоняет машину в сторону поворота.
Оттачивая навыки прохождения поворотов, вы приобретаете способность выигрывать время. Те же навыки позволят вам испытывать возбуждение, а не страх на крутом горном серпантине, поскольку вы будете уверены, что точная техника, которой овладели, позволит вам справиться со столь головокружительным испытанием.
Когда направляете велосипед в поворот, нога, находящаяся с внешней стороны поворота, должна быть выпрямлена, вес тела также переносится на внешнюю педаль, чтобы сохранять нужное положение корпуса над велосипедом. Другая нога, занимающая верхнюю точку вращательного цикла педали, согнута в колене, направленном в сторону поворота. Наклоняя велосипед, рукой слегка давите на руль с той стороны, куда поворачиваете. Тем самым вы слегка поворачиваете переднее колесо в противоположную от поворота сторону. Если когда-нибудь ездили на мотоцикле, этот феномен вам уже знаком.
Твердо опирайтесь на внешнюю педаль, поддерживая свое равновесие с велосипедом. Плотно сидите на седле, руки держите на нижней части руля, касаясь пальцами тормозных рычагов.
Приближаясь к повороту, если позволяет дорожная ситуация, сместитесь к внешней кромке полосы, по которой двигаетесь (не на встречную полосу!) и далее направляйте велосипед в высшую точку поворота - апекс. Цель -пройти поворот по максимально прямой траектории. Вы сделаете это быстрее, чем если бы огибали его по внутреннему контуру.
Учитывайте дорожные условия. На мокром асфальте или неустойчивом покрытии, например, на гравии или песке, наклонять велосипед необходимо более аккуратно. Падение на повороте болезненно и действует обескураживающе, поскольку его нельзя считать вынужденным. Навыки выполнения маневра приобретаются и закрепляются практикой.
Вверху. Самое безопасное — держаться примерно в метре от обочины дороги. Это оставляет возможность для маневра в ситуации, когда автомобиль обгоняет вас и затем начинает прижимать к краю дороги
Техника езды на велосипеде:
- Одиночная Езда и в группе
- Преодоление подъемов и спусков
- Торможение, прохождение поворотов
- В транспортном потоке
Назад к списку