Один из компонентов техники преодоления подъема - умелое пользование передачами. Другой компонент - умение задавать верный темп.
Подбор передач, как и многие составляющие мастерства спортсмена, определяется индивидуальными особенностями человека. На подъеме используются более низкие передачи, чем на равнине, то есть наименьшая ведущая звездочка и большие по диаметру ведомые. Проблема в том, какие звездочки иметь на колесе и какую конкретно задействовать при том или ином градиенте подъема.
Неопытные велосипедисты обычно с энтузиазмом берутся за подъем, не слишком беспокоясь о том, в каком состоянии окажутся по завершении сложного участка. В результате частота пульса повышается, артериальное давление возрастает. Велосипедист напряжен, сжигает больше энергии, чем мог бы, если бы более осознанно выбрал темп. Часто результатом подобной тактики становится полный упадок сил, неспособность вдыхать то количество кислорода, которое необходимо утомленным мышцам.
Предположим, что на конкретном подъеме из десяти опытных велоспортсменов двое воспользовались звездочкой с 25 зубьями, четверо - с 24, трое - с 23 и один - с 21 зубом. Кто из них прав? Последний велосипедист с 21 зубом на звездочке, вероятно, пытается пройти подъем на слишком высокой передаче и делает упражнение на силу более напряженным, чем следовало бы. Велосипедисты с 25-зубой звездочкой выбрали, пожалуй, слишком низкую передачу из-за того, что не чувствуют в себе достаточных сил и будут пытаться не отстать от группы за счет более быстрого вращения педалей.
Из тех, кто едет на 23- и 24-зубых звездочках, кто-то, возможно, выбрал слишком высокую для себя передачу, а кто-то - именно ту, что соответствует его индивидуальным возможностям, то есть оптимальную для данного подъема.
Подобрать нужную передачу для каждого подъема вы сможете только методом проб и ошибок. Лучше всего экспериментировать на местном подъеме, пока не найдете соотношение, позволяющее вам чувствовать себя нормально при данной крутизне дороги. Затем, куда бы вы ни отправились, сможете сравнивать подъемы с местным, уже опробованным, и прикидывать, какая передача вам понадобится для их преодоления.
Большинство хороших легких гоночных велосипедов располагают диапазоном передач, соответствующим самому разному рельефу местности, а потому велосипедистам редко приходится менять звездочки. И все же бывают случаи, когда это необходимо, например:
✓ если отправляетесь в длительное велотуристическое путешествие с установкой на велосипед объемистых сумок, в которых разместится значительно более тяжелый, чем обычно, груз;
✓ при участии в длительном велопробеге или марафоне, на последних этапах которого уставшие ноги, возможно, не смогут обеспечивать нужный темп езды на передаче, в обычных условиях являющейся для вас средней;
✓ при наличии на маршруте более крутых подъемов, чем те, преодоление которых вы освоили.
Каждая ситуация такого рода будет диктовать замену имеющейся кассеты на другую, с большими звездочками сегмента низких передаточных соотношений. Обычно эта работа выполняется в коммерческой веломастерской. Позаботьтесь о том, чтобы одновременно с заменой кассеты на велосипед поставили новую цепь. Сохраните старые звездочки и цепь, чтобы при возвращении к нормальным условиям езды вновь установить их на свой велосипед. Точно так же при возвращении к прежним передаточным соотношениям сохраните снятые более крупные звездочки и цепь, так как они могут вам еще пригодиться.
Все сказанное вовсе не означает, что подъем следует проходить на одной передаче. Зачастую начальные участки можно проходить на более высокой (или более низкой) передаче, чем та, что понадобится вам при приближении к вершине. Переключение передач на подъеме требует определенного навыка, этим, возможно, будет определяться то, сможете ли вы достигать вершины вместе с группой или неизменно будете пытаться догнать ее на спуске!
При групповых заездах старайтесь располагаться в пелотоне таким образом, чтобы находиться рядом или на колесе у опытного велосипедиста, действия которого на подъеме сможете копировать, у которого сможете учиться выбору верного темпа движения. Одновременно вы получите возможность изучать технику более опытного партнера.
Другой вариант - перед началом подъема оказаться в голове группы с постепенным возвращением в нее по мере того, как более сильные спортсмены станут вас обходить. Ваша цель в этом случае состоит в том, чтобы за время подъема не отстать от группы, пусть и последним достичь вершины; вместе с группой преодолеть подъем, хотя и с чуть меньшей скоростью, чем остальные участники.
Прохождение спуска
Для одних крутые горные спуски - выброс адреналина, для других - страх и ужас. В головокружительном спуске со скоростью 80 км/ч, безусловно, есть определенная доля риска. Как и в большинстве рискованных ситуаций, которыми изобилует жизнь, осознание риска - уже огромный шаг к снижению уровня потенциальной опасности.
Если спуск относительно прямой, с хорошим обзором значительного участка дороги впереди, в восприятии большинства людей риск минимален. Наибольшие опасения вызывает невозможность видеть, что происходит за поворотом, а горные дороги на пути к долине, как правило, обещают множество поворотов, в том числе закрытых. Каждый из таких поворотов может скрывать какую-то неведомую опасность.
Велосипедисты, для которых лететь вниз по склону -наслаждение, часто пытаются срезать углы, то есть проходить повороты по внутреннему радиусу, максимально спрямляя траекторию своего движения, даже если в итоге их может вынести на полосу встречного движения. Подобная манера езды лишь повышает риск, и пользоваться ею при прохождении закрытых поворотов не следует.
Прохождение спусков требует практики и самоконтроля. Страху неизвестности с успехом можно противопоставить правильную технику прохождения поворотов и уверенное управление велосипедом. Степень риска существенно снизится, если ехать с контролируемой скоростью, не превышающей возможности вашего велосипеда. Стремительные спуски, при которых гонщик находится на грани катастрофы, хорошо смотрятся в репортажах с этапов «Тур де Франс», но если дело не касается реальных соревнований, когда на счету действительно каждая секунда, рисковать так не стоит.
Езда против ветра
Одно из самых сильных разочарований для новичка обусловлено необходимостью борьбы с ветром и ощущением, что все его усилия не дают никакого видимого результата. Если вы живете в местности, где сильные ветры дуют по крайней мере часть года, придется учиться терпению. Ветра вам не победить. Единственное, что вы можете сделать при сильном встречном ветре, это переключиться на более низкую передачу и поддерживать темп педалирования на уровне 80-90 оборотов в минуту. Движение против ветра несколько напоминает преодоление затяжного подъема - это упражнение на силу.
Если едете в составе группы, распределение нагрузки между участниками, как описано выше, имеет большое значение, поскольку позволяет отчасти укрываться от ветра и задавать группе хороший темп, когда приходит ваша очередь занимать лидирующую позицию.
В подобных условиях смены должны производиться чаще, чтобы время пребывания каждого в роли лидера сводилось к минимуму. Еще более внимательным следует быть, когда «сидите на колесе» идущего впереди, укрываясь за ним от ветра. Как никогда важно не заезжать за его заднее колесо, так как порывы ветра сбивают с курса даже самых опытных и подготовленных.
Сражаясь со встречным ветром, успокаивайте себя тем, что он делает вас сильнее и что проделанная в подобных условиях работа принесет свои плоды. Если вы благоразумно спланировали поездку, на пути к дому ветер будет дуть вам в спину.
Техника езды на велосипеде:
- Одиночная Езда и в группе
- Преодоление подъемов и спусков
- Торможение, прохождение поворотов
- В транспортном потоке
Назад к списку