Преодоление подъемов и спусков
Преодоление подъемаПреодоление подъема
Один из компонентов тех­ники преодоления подъ­ема - умелое пользование передачами. Другой компо­нент - умение задавать вер­ный темп.

Подбор передач, как и многие составляющие мас­терства спортсмена, опре­деляется индивидуальными особенностями человека. На подъеме используются бо­лее низкие передачи, чем на равнине, то есть наимень­шая ведущая звездочка и большие по диаметру ведо­мые. Проблема в том, какие звездочки иметь на колесе и какую конкретно задейство­вать при том или ином гра­диенте подъема.

Неопытные велосипе­дисты обычно с энтузиаз­мом берутся за подъем, не слишком беспокоясь о том, в каком состоянии окажут­ся по завершении сложного участка. В результате частота пульса повышается, артери­альное давление возрастает. Велосипедист напряжен, сжигает больше энергии, чем мог бы, если бы более осознанно выбрал темп. Часто результатом подобной тактики становится полный упадок сил, неспособность вдыхать то количество кис­лорода, которое необходимо утомленным мышцам.

Предположим, что на конкретном подъеме из де­сяти опытных велоспортсменов двое воспользова­лись звездочкой с 25 зубья­ми, четверо - с 24, трое - с 23 и один - с 21 зубом. Кто из них прав? Последний ве­лосипедист с 21 зубом на звездочке, вероятно, пытает­ся пройти подъем на слиш­ком   высокой   передаче   и делает упражнение на силу более напряженным, чем сле­довало бы. Велосипедисты с 25-зубой звездочкой выбрали, пожалуй, слишком низкую передачу из-за того, что не чувствуют в себе достаточных сил и будут пытаться не от­стать от группы за счет более быстрого вращения педалей.

Из тех, кто едет на 23- и 24-зубых звездочках, кто-то, возможно, выбрал слишком высокую для себя передачу, а кто-то - именно ту, что соответствует его индиви­дуальным возможностям, то есть оптимальную для дан­ного подъема.

Подобрать нужную пере­дачу для каждого подъема вы сможете только методом проб и ошибок. Лучше все­го экспериментировать на местном подъеме, пока не найдете соотношение, поз­воляющее вам чувствовать себя нормально при данной крутизне дороги. Затем, куда бы вы ни отправились, смо­жете сравнивать подъемы с местным, уже опробован­ным, и прикидывать, какая передача вам понадобится для их преодоления.

Большинство хороших легких гоночных велосипе­дов располагают диапазоном передач, соответствующим самому разному рельефу местности, а потому велоси­педистам редко приходится менять звездочки. И все же бывают случаи, когда это необходимо, например:

✓ если отправляетесь в дли­тельное велотуристическое путешествие с установкой на велосипед объемистых сумок, в которых размес­тится значительно более тяжелый, чем обычно, груз;
✓ при участии в длительном велопробеге или марафо­не, на последних этапах которого уставшие ноги, возможно, не смогут обес­печивать нужный темп езды на передаче, в обыч­ных условиях являющейся для вас средней;
✓ при наличии на маршруте более крутых подъемов, чем те, преодоление кото­рых вы освоили.

Каждая ситуация такого рода будет диктовать замену имеющейся кассеты на дру­гую, с большими звездочками сегмента низких передаточ­ных соотношений. Обычно эта работа выполняется в ком­мерческой веломастерской. Позаботьтесь о том, чтобы одновременно с заменой кас­сеты на велосипед поставили новую цепь. Сохраните старые звездочки и цепь, чтобы при возвращении к нормальным условиям езды вновь устано­вить их на свой велосипед. Точно так же при возвраще­нии к прежним передаточным соотношениям сохраните сня­тые более крупные звездочки и цепь, так как они могут вам еще пригодиться.

Все сказанное вовсе не означает, что подъем следу­ет проходить на одной пе­редаче. Зачастую начальные участки можно проходить на более высокой (или бо­лее низкой) передаче, чем та, что понадобится вам при приближении к вершине. Переключение передач на подъеме требует определен­ного навыка, этим, возмож­но, будет определяться то, сможете ли вы достигать вершины вместе с группой или неизменно будете пы­таться догнать ее на спуске!

При групповых заездах старайтесь располагаться в пелотоне таким образом, чтобы находиться рядом или на колесе у опытного велосипедиста, действия ко­торого на подъеме сможете копировать, у которого смо­жете учиться выбору верного темпа движения. Одновре­менно вы получите возмож­ность изучать технику более опытного партнера.

Другой вариант - перед началом подъема оказаться в голове группы с постепен­ным возвращением в нее по мере того, как более сильные спортсмены станут вас обхо­дить. Ваша цель в этом случае состоит в том, чтобы за время подъема не отстать от группы, пусть и последним достичь вершины; вместе с группой преодолеть подъем, хотя и с чуть меньшей скоростью, чем остальные участники.

Прохождение спускаПрохождение спуска
Для одних крутые горные спуски - выброс адреналина, для других - страх и ужас. В головокружительном спуске со скоростью 80 км/ч, безусловно, есть опреде­ленная доля риска. Как и в большинстве рискованных ситуаций, которыми изоби­лует жизнь, осознание рис­ка - уже огромный шаг к снижению уровня потенци­альной опасности.

Если спуск относительно прямой, с хорошим обзором значительного участка до­роги впереди, в восприятии большинства людей риск ми­нимален. Наибольшие опасе­ния вызывает невозможность видеть, что происходит за по­воротом, а горные дороги на пути к долине, как правило, обещают множество поворо­тов, в том числе закрытых. Каждый из таких поворотов может скрывать какую-то неведомую опасность.

Велосипедисты, для кото­рых лететь вниз по склону -наслаждение, часто пытаются срезать углы, то есть прохо­дить повороты по внутрен­нему радиусу, максимально спрямляя траекторию своего движения, даже если в итоге их может вынести на полосу встречного движения. Подоб­ная манера езды лишь повы­шает риск, и пользоваться ею при прохождении закрытых поворотов не следует.

Прохождение спусков требует практики и само­контроля. Страху неизвест­ности с успехом можно противопоставить правиль­ную технику прохождения поворотов и уверенное управление велосипедом. Степень риска существен­но снизится, если ехать с контролируемой скоростью, не превышающей возмож­ности вашего велосипеда. Стремительные спуски, при которых гонщик находится на грани катастрофы, хоро­шо смотрятся в репортажах с этапов «Тур де Франс», но если дело не касается реаль­ных соревнований, когда на счету действительно каждая секунда, рисковать так не стоит.

Езда против ветра
Одно из самых сильных ра­зочарований для новичка обусловлено необходимос­тью борьбы с ветром и ощу­щением, что все его усилия не дают никакого видимого результата. Если вы живете в мест­ности, где сильные вет­ры дуют по крайней мере часть года, придется учить­ся терпению. Ветра вам не победить. Единственное, что вы можете сделать при сильном встречном ветре, это переключиться на более низкую передачу и поддер­живать темп педалирования на уровне 80-90 оборотов в минуту. Движение против ветра несколько напомина­ет преодоление затяжного подъема - это упражнение на силу.

Если едете в составе группы, распределение на­грузки между участниками, как описано выше, имеет большое значение, посколь­ку позволяет отчасти укры­ваться от ветра и задавать группе хороший темп, когда приходит ваша очередь за­нимать лидирующую пози­цию.

В подобных условиях смены должны произво­диться чаще, чтобы время пребывания каждого в роли лидера сводилось к мини­муму. Еще более внима­тельным следует быть, когда «сидите на колесе» идущего впереди, укрываясь за ним от ветра. Как никогда важ­но не заезжать за его заднее колесо, так как порывы ветра сбивают с курса даже самых опытных и подготов­ленных.

Сражаясь со встречным ветром, успокаивайте себя тем, что он делает вас силь­нее и что проделанная в по­добных условиях работа при­несет свои плоды. Если вы благоразумно спланировали поездку, на пути к дому ветер будет дуть вам в спину.

Техника езды на велосипеде:

Назад к списку