Олимпиада – праздник спорта и культуры. И не беда, что, согласно традициям, уходящим в глубь веков, сабантуй всегда считался праздником плуга и отмечался в честь окончания весенне-полевых работ. Сегодня сабантуй – праздник тюрскских народов, отмечаемый в начале лета. Как он празднуется в Уфе, Чебоксарах или в Казани, сибиряки могут только догадываться. Зато в Новосибирской области на сабантуе представители татарской диаспоры продемонстрировали все свои умения.
Сабантуй немыслим без народных танцев и песен, но немыслим он и без национальных видов спорта. Состязания на конях в Центральном парке Новосибирска провести было затруднительно, зато состязания по курэшу – татарской и башкирской борьбе на поясах – привлекли повышенное внимание публики.
Справка: Истоки зарождения курэша или борьбы на поясах, как это принято говорить в международном пространстве, уходят в глубину веков. В старину многие тюркские народы во время гуляний и праздников проводили подобные состязания. От тюрков эта традиция перешла к восточным славянам. В средневековье борьба на поясах являлась типичным элементом военно-физической подготовки кочевников. В ходе тренировок воины осваивали приемы, с помощью которых можно с легкостью стащить с седла удирающего противника. С давних пор приемы борьбы постоянно совершенствовались: борцы придумывали свои уловки и хитрости, стараясь хранить их в секрете.
В наши дни борьба на поясах переживает новое рождение – уже как весьма перспективный вид спорта. Борьба на поясах официально включена в мировую сеть неолимпийских видов, успешно действует и международная Федерация. Периодически по борьбе на поясах проходят чемпионаты Европы, мира и национальные первенства.
Главное отличие борьбы на поясах от других видов борьбы — спортсмены борются, держа друг друга за пояс крестным захватом. В схватках, по правилам международной Федерации, разрешены все действия, способные перевести противника из положения стоя в положение лежа. Но существует одно обязательное для всех условие — борцы не должны отпускать захват. Победу одерживает тот спортсмен, который бросает своего соперника на спину.
В открытых соревнованиях по курэшу в Центральном парке Новосибирска могли принять участие все желающие мужчины, вне зависимости от возраста, весовых категорий и, даром что борьба тюркская, от национальности.
Судья состязаний Гаяз Гайнутдинов, в прошлом сам трехкратный батыр, регистрировал желающих и объяснял им правила:
- Боремся по олимпийской системе – проигравший выбывает. Особых сложностей с правилами нет, мы ведь не чемпионате России, так что можно довольствоваться тем, что просто уложишь противника на ковер. Подсечки запрещены, нельзя упираться лбом в плечо соперника, а вообще чем-то курэш похож на классическую борьбу.
Как рассказал Гаяз Гайнутдинов, поговорка «сила есть, ума не надо» для курэша не подходит:
- В любом виде спорта, в том числе и в борьбе курэш, в первую очередь надо думать. А среди физических качеств для курэша необходимы ловкость, быстрота реакции, борцу лучше быть кряжистым, устойчивым.
Удивительно, но этим видом спорта занимаются и девушки, например, в Казани наряду с чемпионатами России по курэшу среди мужчин, аналогичные состязания проходят и для женщин. Гаяз Гайнутдинов убежден, что не за горами то время, когда курэш включат в олимпийскую программу.
В Новосибирской области состязания по курэшу в этом сезоне прошли во всех одиннадцати городах и поселках, где праздновали сабантуй. Борцам, завоевавшим призовые места, дарили телевизоры, микроволновые печи, холодильники, пылесосы. Но главный приз – пятидесятикилограммовый курдючный баран. Так что из призовых «бяшек» можно было бы составить небольшую отару.
На этот раз батыром стал Алик Петросян. 23-летний борец уже второй раз занимает первое место по курэшу во взрослой категории, что неудивительно – уже 10 лет парень занимается греко-римской борьбой, а приемы и правила курэша и классической борьбы в чем-то схожи. Участие в соревнованиях по курэшу для Алика стало традицией, он неоднократно занимал призовые места среди юношей. Публика вовсю комментировала его выступления:
- Он, наверное, и бытовую технику в дом не покупает – все на соревнованиях выигрывает, и барана второй раз заберет.
Что касается барана, раз выиграл, значит забирай, даже если живешь в благоустроенной городской квартире, например, как Алик Петросян:
- В прошлый раз мы его увезли на дачу, наверное, и в этот раз на дачу заберем, там и съедим. Главное, не то, куда его деть, а как его занести на плечах на сцену. Мало того, что баран тяжелый, так он еще и вырывается!
Но, какой же ты батыр, если барана не удержишь! Никогда на соревнованиях по курэшу таких конфузов не случалось. Да и дело-то не в баране, главное, показать молодечество. А уж кто стал батыром – татарин, русский или армянин, не важно. Ведь страна наша – родина богатырей.
Мария Башутина
Назад к списку