Впервые на льду

Впервые на льдуВы стоите у края катка, собирая все свое мужество, чтобы в первый раз сту­пить на лед. Пусть вас не смущает тот факт, что все, находящиеся на катке, выглядят так, словно они провели здесь много лет. Конькобежцы полностью по­глощены своими заботами, они настоль­ко привыкли видеть новичков у края ледяной площадки, что не обращают на них никакого внимания. Ваши ботинки хорошо зашнурованы, вы сняли чехлы (обязательно должно быть ваше имя на них) и положили их в удобное место, неподалеку от выхода на лед.

Будем считать, что вам никто не по­могает. Покрепче ухватитесь за бортик катка, если он есть, и аккуратно сту­пите на лед. Вероятнее всего вам пока­жется, что никогда в жизни вы не на­ходились в более безнадежном положе­нии. Но будьте уверены — это чувство скоро исчезнет. Никакой практической помощи вы не получите, если в одной руке у вас будет эта книга, а другой рукой вы будете держаться за бортик. Однако физически крепкий человек, уве­ренный в себе, может обойтись без по­сторонней помощи. Надейтесь на по­мощь друга лишь тогда, когда знаете, что он сам твердо стоит на коньках. Умение поддержать новичка и помочь ему приходит после значительной прак­тики и определенного опыта. И не в этом главное: нет смысла в том, чтобы вы опирались на кого-нибудь, а он тащил вас по катку. Вы сами должны научить­ся держаться на льду.

Теперь соедините ноги вместе так, чтобы они не разъезжались в стороны, и постарайтесь постоять спокойно. Ваша главная задача сейчас — двигаться впе­ред, не держась за бортики. На этом эта­пе пусть вас не смущают многие мело­чи. Не обращайте внимания на ваших друзей, которые будут стоять в стороне и говорить: «Необходимо согнуть ноги в коленях, отталкиваться лезвиями коньков».

Начало есть начало, и главное сей­час — обрести определенное равновесие, когда вы двигаетесь вперед. Вашим пер­вым инстинктивным стремлением будет делать шаги так, как будто вы идете по земле, но вскоре вы поймете, что это не­верно; и то, что это стремление невер­ное, не должно вас смущать; ведь вы начинаете чувствовать лед, хотя и де­лаете маленькие шаги.

Как только вы сможете проехать вперед на обеих ногах достаточно уве­ренно, начинайте изучать правильное отталкивание. Но не будем забегать впе­ред. Лучше обсудим еще один очень важный момент.

Подъем после падения
Снимок 1. Подъем после падения: а — д — правильно;   
е — неправильно, если вы будете  подниматься  подобным  образом...
то ваши усилия завершатся вот так — ж

Падения
Падения на льду не так неприятны, как падения на полу или на земле. Дело вот в чем — падение на льду большей частью происходит во время скольже­ния. И инерция скольжения уменьшает силу удара при падении. Вам могут сказать — при падении сгибайте ноги в коленях и расслабляйтесь. Теоретиче­ски все это очень хорошо, но новичок обычно оказывается на льду раньше, чем успеет подумать, что нужно делать в момент падения. Со временем вы на­учитесь расслабляться, но научиться падать можно только падая, и хотя это звучит несколько жестоко, но чем рань­ше вы упадете в первый раз и узнаете, что это такое, — тем лучше. Тот факт, что вы не ударились так сильно, как ожидали, и от этого не рассыпались, придаст вам больше уверенности.

Если вы упали, поднимайтесь как можно быстрее. Не лежите на льду. Вы ведь только привлекаете внимание. Естественно, другие фигуристы почув­ствуют необходимость подойти к вам и узнать, все ли в порядке. На снимке 1 показано, как надо и как не надо подни­маться после падения.

Начальное скольжение
Начальное скольжение достигается с помощью правильного отталкивания ребром конька, своевременного сгиба­ния и выпрямления колена опорной но­ги, одновременного переноса веса тела с одной ноги на другую. Это более слож­ное движение, чем его представляют се­бе конькобежцы. Оно требует постоян­ного внимания и практики, даже если вы катаетесь уже значительное время. В этом разделе мы не будем подробно останавливаться на деталях, ведь для того чтобы хорошо отталкиваться, нуж­но уметь держать равновесие на одной ноге довольно долго. А вы всего лишь научились скользить вперед на обеих ногах. Однако вы можете попробовать.

Это движение скользящее, причем вы скользите сначала на одной ноге, а потом на другой. Об этом мы будем го­ворить более подробно в разделе 2, но сейчас самое главное понять, что тол­чок должен осуществляться ребром конька, а не носком. Посмотрите на снимок 4. Поставьте ноги вместе парал­лельно, как показано на снимке 4, а, согните ноги в коленях и вытяните правую ногу так, как показано на сним­ке 4, б. Прижав правый конек плотно ко льду, оттолкнитесь, как показано на снимке 4, б, и постарайтесь преодолеть небольшое расстояние, скользя на левой ноге. Далеко на этой ноге вы не проскользите — придется опять подтянуть правую ногу к левой (снимок 4, ж). Вы еще не научились правильно сколь­зить на одной ноге (об этом в следую­щем разделе), но, по крайней мере, отучились отталкиваться носком, что считается плохой манерой катания.

После того как вы сделали первый толчок и ноги снова вместе (сни­мок 4, ж), некоторое время вы сколь­зите на двух ногах. Вы, вероятно, заме­тите, что после первого толчка ваши плечи начнут разворачиваться. Подо­ждите немного, пока вы снова сможете управлять своими плечами, затем раз­верните левую ногу и повторите снова все движение. Когда вы поставите ноги вместе, вам непроизвольно захочется выпрямить оба колена, а потому не за­бывайте сгибать их снова перед каждым толчком. Помните, что вы должны сги­бать колено до толчка, а не во время его. При совершении толчка сначала од­ной ногой, а затем другой говорите про себя: «Толчок, вместе, пауза.., толчок, вместе, пауза...», и так далее. Во время паузы обе ноги должны быть на льду. Это помогает вам восстановить равнове­сие после толчка. С практикой пауза будет становиться все короче.

Перед тем как идти дальше, давай­те уточним, какую ногу мы называем опорной. Удивительно, но большинство новичков верят, что опорная нога — это та, которую они собираются выдвинуть вперед, хотя на самом деле опорная но-га осуществляет толчок. На снимке 4 правая нога является опорной. Позже вы узнаете, что большую часть времени вы скользите либо на одной ноге, либо на другой. А поэтому необходимо, что­бы всегда одна нога находилась точно по центру тяжести, и при скольжении вперед по прямой этот центр будет на­ходиться точно под вашей головой. Главное, что нужно помнить сейчас, — колени сгибаются до толчка, толчок осу­ществляется ребром, а не носком конька, спина остается всегда прямой. Избе­гайте искушения наклоняться вперед при сгибании колена.

Торможение
Новичков обычно знакомят с прос­тейшей остановкой способом «плуг», который вполне подходит для этого эта­па, но только для этого, а как только вы познакомитесь с другим   методом, вы должны забыть «плуг». Наберите скорость и скользите впе­ред, поставив ноги параллельно пример­но на расстоянии 45 сантиметров одна от другой. Сильно согните колени, подайте корпус немного назад и разверните нос­ки ботинок внутрь, продолжая держать ноги на том же расстоянии (снимок 2, а  и б). Если вам удастся удержать ноги в этой позиции, вы медленно затормозите и остановитесь. Требуются определенные усилия мышц бедра, чтобы удерживать ноги в нужной позиции, и вы за­тормозите лучше, развернув ноги в од­ну сторону и поставив их дальше одна от другой.

К тому же голеностопный сустав должен быть повернут внутрь, иначе конек не будет тормозить. Одна­ко если вы повернете его слишком силь­но, коньки столкнутся и торможения не произойдет. Проделать такое упражне­ние нужно несколько раз, чтобы найти правильный угол отталкивания. Конеч­но, если вы будете делать наоборот, как делают многие новички — поворачивать голеностопный сустав во внешнюю сто­рону, ваши ноги немедленно столкнутся, и вы будете катиться дальше. Делая остановку подобным способом, очень важно удерживать центр тяжести тела (как показано на снимке 2, б).

Многие фигуристы считают, что лег­че тормозить с помощью одной ноги. Начинать торможение нужно так же, как вы начинали тормозить двумя нога­ми, затем развернуть тело немного вбок и тормозить той ногой, которая окажет­ся впереди. (Снимок 2, в).

Остановка «плугом»
Снимок 2. Остановка «плугом»

Назад к списку