Физическая подготовка баскетболистов

Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специ­альной физической подготовки

Все школы по баскетболу

Поскольку баскетбол — это атлетическая игра, характеризую­щаяся высокой двигательной активностью, большой напряжен­ностью игровых действий, требующая от игроков предельной мо­билизации функциональных возможностей, скоростно-силовых качеств, физическая подготовка баскетболиста должна быть на­правлена на решение следующих задач:
1) повышение уровня развития и расширение функциональ­ных возможностей организма (функциональная подготовка);
2) воспитание физических качеств (силы, быстроты, вынос­ливости, ловкости), а также развитие связанных с ними комп­лексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучести, скоростных способностей, мощности метательных движений, игровой ловкости и выносли­вости).

Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специ­альной физической подготовки.
Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее раз­витие баскетболиста и создает предпосылки для наиболее эффек­тивного проявления специальных физических качеств в избран­ном виде спорта. Она должна иметь специфическую направлен­ность, а именно: укреплять органы и системы организма спорт­смена применительно к требованиям баскетбола, способствовать переносу тренировочного эффекта с подготовительных упражне­ний на основные действия.

Специальная физическая подготовка играет ведущую роль в фор­мировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, пока­зателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Ведется она в процессе овладения навыками и умениями в баскетбо­ле и их совершенствования с учетом условий и характера использо­вания игроком этих навыков в соревновательной обстановке. Невысокий уровень физической подготовки баскетболиста сдер­живает развитие его способностей при овладении технико-тактиче­ским арсеналом и его совершенствовании. Например, баскетболист, у которого недостаточно развита прыгучесть, не может овладеть со­временной техникой броска в прыжке и участвовать в борьбе за мяч у щита. Команда, игроки которой медлительны, не может эффек­тивно применить быстрый прорыв, прессинг и т. д.

Общая и специальная физическая подготовка взаимосвязаны и дополняют друг друга. С одной стороны, эти виды подготовки за­висят от особенностей игры, с другой — определяют реальные возможности действий баскетболиста в соревнованиях. Высокий уровень физической подготовки игрока выступает как важный фактор психологического плана, а именно придает уверенность в борьбе, способствует проявлению более высоких волевых качеств в экстремальных условиях. Функциональные возможности баскетболиста составляют осно­ву его физической подготовки и проявляются в спортивной рабо­тоспособности — способности игрока совершать специфическую для него работу в течение длительного времени, достаточного для получения устойчивых сдвигов.

Работоспособность проявляется в аэробной и анаэробной произво­дительности (т. е. в условиях полного и недостаточного кислород­ного обеспечения мышц). При построении тренировки на отдель­ных этапах необходимо учитывать степень воздействия физических упражнений на функциональные сдвиги организма спортсмена.

Воспитание силы
Современный атлетический баскетбол предъ­являет высокие требования к силовым способностям игрока, в значительной мере определяющим высоту прыжков, быстроту выполнения различных приемов, скорость перемещения и имею­щим большое значение для проявления ловкости и выносливости. В игровой деятельности это физическое качество проявляется в сочетании с быстротой движения в рамках определенного двига­тельного навыка, соответствующего правильной технике игры в баскетбол.

По характеру и условиям проявления мышечной силы принято различать собственно силовые (в статистических режимах и медлен­ных движениях) и скоростно-силовые способности. Ведущую роль в баскетболе играют скоростно-силовые способности, так как более 70 % движений носят скоростно-силовой характер. Однако при пе­ремещениях в защитной стойке, вырываниях мяча и других, так называемых жестких действиях требуются значительные статиче­ские усилия. Поэтому силовая подготовка игрока должна быть раз­носторонней и развивать силу мышц в различных режимах. Важной разновидностью мышечной силы является взрывная сила, отража­ющая способность проявлять возможно большую силу в минимально короткое время, регламентируемое условиями спортивного упраж­нения или игрового действия. Этот вид силы баскетболисты реали­зуют в прыжках, быстрых прорывах, мощных длинных передачах.

Существуют понятия «абсолютная» и «относительная сила». Абсолютная сила — это предельная сила, которую проявляет че ловек в каком-либо движении безотносительно к собственной мас­се, относительная — величина силы, приходящаяся на 1 кг массы тела игрока, т.е.:

Абсолютная сила
Относительная сила = Абсолютная сила/Масса тела. Сила мышц, обеспечивающая разнообразную двигательную деятельность баскетболистов, зависит от биомеханических харак­теристик движения (длины рычагов, включения в работу наибо­лее крупных мышц) и величины напряжения, которую могут раз­вивать работающие мышцы.

Величина напряжения мышц определяется физиологическим по­перечником мышцы, включением в работу определенного коли­чества двигательных единиц, частотой нервных импульсов, посы­лаемых к мышце, и степенью синхронных усилий всех двигатель­ных единиц, участвующих в работе.

Воспитание силовых способностей баскетболиста должно быть направлено:
- на развитие и поддержание уровня абсолютной силы мышц;
- проявление максимума усилий за более короткое время;
- формирование умений концентрировать рабочее усилие на определенном участке движения;
- улучшение способности к проявлению максимума усилий в момент переключения от одних движений к другим.

По влиянию на организм все упражнения, развивающие силу, принято делить на глобальные, предназначенные для развития боль­шинства крупных мышечных групп тела игрока, и на локальные, направленные на развитие рабочих групп мышц, участвующих в конкретном движении.

Рекомендуются следующие правила целевого подбо­ра упражнений со штангой и другими отягощениями:
- для развития скоростно-силовых способностей: выполнение в максимальном темпе упражнения со штангой массой до 45 % максимальной, количество повторений — 8—12;
- для развития собственно силовых способностей: повторение в медленном темпе 4 — 6 раз предложенного упражнения с мас­сой, 70 — 85 % максимальной; упражнение прерывается кратко­временным интервалом расслабления;
- для развития силовой выносливости: в среднем темпе повто­ряют «до отказа» упражнение с малыми массами 25 — 50 раз под­ряд, без отдыха.

Для развития взрывной силы Для развития взрывной силы
В практике тренировки все шире используют следующие упражнения в динамических скоростных режимах:
- толкания, броски ногами тяжелых набивных мячей на даль­ность;
- перетягивание, вытеснение или выталкивание партнеров из обозначенного на площадке пространства;
- вырывание мячей из рук соперников;
- элементы вольной борьбы и самбо.

Одной из важнейших комплексных скоростно-силовых способ­ностей баскетболистов является прыгучесть — способность макси­мально высоко выпрыгивать при выполнении бросков в прыжке, подборе мяча у щита, при спорных бросках и т.п.



Специфические проявления прыгучести:

- быстрота и своевременность прыжка;
- выполнение прыжка с места или короткого разбега, преиму­щественно в вертикальном направлении;
- неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борь­бы (серийная прыгучесть);
- управление своим телом в безопорном положении;
- точность приземления и готовность к немедленным последу­ющим действиям.

Специфические проявления прыгучестиОсновные средства развития прыгучести у баскет­болистов:
- разнообразные прыжки вверх и в длину с места и короткого разбега;
- серийные прыжки;
- прыжки через гимнастические снаряды;
- различные упражнения с отягощениями.

В индивидуальном планировании силовой тренировки следует учитывать, что характер двигательной деятельности у игроков раз­ных амплуа определяет и уровень развития силовых способностей. При передвижениях, например, у защитников наибольшее значе­ние имеет сила мышц подошвенных сгибателей стопы, у нападаю­щих — относительная сила мышц — разгибателей ноги, у центровых — взрывная динамическая сила. Основные методы воспитания и совершенствования силыЭто служит основанием для дифференцированного подхода при совершенствовании силовых способностей баскетболистов разных игровых амплуа. У квалифи­цированных баскетболистов силу нужно развивать на основе комп­лекса силовых упражнений с акцентом на быстроту и ловкость. Силовые упражнения должны сочетаться с упражнениями, направ­ленными на увеличение подвижности в суставах и расслабление.

Основные методы воспитания и совершенствования силы:
- повторное поднимание непредельной массы «до отказа» с максимальным усилением;
- метод круговой тренировки;
- метод сопряженных действий, интервальный, соревнователь­ный.

Физическая подготовка баскетболистов
Воспитание:

Назад к списку